Духовная красота и величие
Самая примечательная и загадочная гора в Тибете - Кайлаш (Кайлас). Благодаря своей выдающейся форме и расположению, а также множеству легенд, связанных с ней - имеет огромное значение в мировоззрении людей.
Четыре ребра горы Кайлаш почти точно соответствуют сторонам света, а трещины на его южной стороне по форме напоминают свастику - буддийский символ духовной силы.
Кайлаш служит объектом поклонения для пяти религий. В Ведах написано, что гора Кайлаш - излюбленное место пребывания бога Шивы -- мастера сжигания дурной кармы и разрушения иллюзий.
Многие йоги, а также искренние искатели истины провели здесь не один год в медитациях и молитвах. Здесь часто встречаются люди, из глаз которых словно горная река из ледника, непрерывно льется поток любви и благодати.
Считается, что Кайлаш - одно из главных оккультных мест на земле, откуда исходит некое мистическое излучение, которое ускоряет духовное развитие человека и способствует установлению телепатической связи с высшими существами. Поэтому туры к Кайлаcу становятся все более популярными.
Кора - как обряд посвящения - очищает от жизненных грехов. Чем больше обходов, тем карма становится чище (то есть грехи прощаются) не только в этой жизни, но и в будущих, а после 108-го круга наступает просветление. Некоторые тибетские монахи тратят месяцы, чтобы даже не пройти, а проползти вокруг священной горы!
Известно, что в местах молитв и медитаций Земля рассказывает слышащим, показывает видящим.
Кайлаш - центр исполнения желаний.
Например, совершая кору, можно попросить хорошей погоды - и вот оно, солнце, появляется из-за облаков. Также, во время ритуального обхода можно задавать в пространство вопросы, относительно судьбы, прошлого и будущего. Ответы, как правило, приходят сразу. И что самое поразительное - совпадают и исполняются.
У подножия Кайлаша, согласно индийскому эпосу, бог Брахма создал озеро, имя которому Манасаровар, что означает «разум». Омывшись в таинственных водах этого озера, человек очищается и освобождается от загрязняющих его сознание неправедных мыслей. Мир и покой благословенного места вливаются в сердце, наполняют душу радостным ожиданием и чистотой. Кстати, часть праха великого индийского деятеля Махатмы Ганди была развеяна на берегах этого озера.Множество мифов и легенд связываются с Кайласом. Четыре мировых религии считают Кайлас священным местом:
Индуисты верят, что Кайлас является космическим центром мироздания, и именно там живет могущественный бог Шива, а расположенное рядом священное озеро Манасаровар создано богом Брамой. В индуистской традиции, существует мифическая гора Меру, соответствующая Кайласу. В Махабхарате она описывается как "целующая небеса в их самой вышине, сияющая как утреннее солнце, как огонь не затуманенный дымом, неизмеримая, и для людей несущих грех недоступная".
Джайны почитают Кайлас как место, где их первый святой достиг освобождения.
В истории Бон-а, первый мастер Тонгпа Шенраб сошел с небес именно на горе Кайлас.
В буддизме, считается что на Кайлаше живет Демчок, гневная форма Будды Шакьямуни (аналогия с Шивой).
Большинство паломников и пилигримов добираются до Кайласа именно с целью совершить кору (ритуальный обход). Считается, что даже однократный обход вокруг Кайласа избавляет от всех жизненных грехов. А 108-и кратный, обеспечивает переход в Нирвану в этой жизни. Благоприятными также считаются 3 и 13 обходов. Совершенная в полнолуние, кора засчитывается за две!
Кора вокруг Кайласа
Кoра – тибетское слово, обозначающее совершение паломничества, выражающееся в обходе какого-либо святого места - монастыря, ступы, храма или горы.
Традиционно кору совершают три религиозных течения: индуисты, буддисты и последователи религии Бон. Паломники индуисты и буддисты проходят кору по часовой стрелке, а последователи Бон идут против часовой. Во всех традициях обход вокруг священной горы полон таинственного смысла.
Считается, что даже однократный обход вокруг Кайласа избавляет от всех жизненных грехов, порождающих рождение в адских мирах, т.к. сила этого места столь велика, что может очистить карму.
Прошедший 108 кругов вокруг Кайласа получит в этой жизни полное просветление и после смерти возродится в Чистых Землях на небесах. Большинство буддистов делает сразу 3 круга коры.
Самые устремленные предпринимают 13 обходов вокруг Кайласа, после 12 раза они получают право на обход горы по внутреннему кругу. Внутренняя кора проходит по верхней тропе вокруг горы Нанди и приближается непосредственно к Кайласу. Совершенная в полнолуние, кора засчитывается за две, а кора в тибетский год Лошади многократно увеличивает заслугу.
Кайлас окружен глубоким долинами, поэтому кора не требует особой подготовки или снаряжения. Расстояние в 53 км. составляющее "Путь вокруг Кайласа" многие тибетцы преодолевают за один день, с раннего утра до позднего вечера. Некоторые из них совершают специальный обряд - нендра, во время которого они читают мантры и простираются - делают земной поклон, в конце которого человек во весь рост ложится на землю. Обходя таким образом святыню, верующий своим телом как бы обмеряет путь. Такая кора вокруг горы у тибетцев длится 15-20 дней.
Индусы, приезжающие к Кайласу, также стремятся совершить обход, называемый у них парикрама. Западные туристы делают кору обычно за 2-4 дня. На ночлег они останавливаются в приютах-гестхаусах, в монастырях или в палатках. Вокруг горы расположено множество достопримечательностей: буддистских монастырей, чортенов и камней с отпечатками рук и ступней Духовных Мастеров, а также потрясающих видов.
Самая высокая точка обхода округ Кайласа, - перевал Долма Ла высотой 5630 м. Можно сказать, что каждый участок пути, каждый элемент окружающего ландшафта является священным и полон мистического и религиозного смысла. А сам маршрут коры является глубоко философским выражением буддистского мировоззрения и олицетворяет собой круг рождения, жизни, смерти и нового рождения, при этом каждая из вышеперечисленных стадий человеческого существования соотносится с определёнными этапами прохождения коры.
Озеро Маносаровар
Озеро Маносаровар (4560м) - самое почитаемое из 4 святых озёр Тибета (другие Ямдрок Цо, Ламо Ла Цо, Нам Цо).
Оно расположено к югу от горы Кайлаш на расстоянии примерно тридцати километров. Тибетцы называют его Мапам Юм Цо, что значит «озеро Победоносного». Недалеко от Маносаровара расположено другое озеро - Ракшас Тал (4515м), или по-тибетски, Лханаг Цо, «Демоническое озеро ».
Озёра соединены протокой Ганга Чу, почти пересохшей. Но когда бывает так, что вода из Маносаровара течёт в Ракшас Тал, тибетцы радуются, т.к. считают это хорошим знаком. Для тибетцев баланс воды в этих озёрах символизирует баланс энергии во всём мире, поэтому уровень воды в Маносароваре всегда выше. Если посмотреть на два озера сверху, то по форме они похожи на Солнце и Луну - это очень мощный символ для Тантрического Буддизма.
В индийских Пуранах озеро Манасаровар упоминается как озеро Манаса. Согласно индийской мифологии, озеро было создано в уме Брахмы, когда его сыну потребовалось место для омовения после того, как он вышел из отшельничества, проведённого им на горе Кайлаш. Индусы верят, что в водах озера купались бог Шива и его жена Парвати. Кстати, часть праха великого индийского деятеля Махатмы Ганди была развеяна на его берегах. Индийские паломники совершают омовения в воде святого Маносаровара, а также обходят его по кругу. Классический поэт Индии Калидаса писал, что воды Маносаровара «чисты как слеза», и что, выпив этой воды, можно очистить грехи тысяч жизней. По преданию, омовение в священных изумрудных водах озера переносит после смерти в рай Брахмы.
Тибетцы также же совершают кору вокруг озера, ночуя в пещерах и просто под открытым небом, укрываясь одеялами из ячьей шерсти. Они считают, что его освятил сам Будда, поэтому обход вокруг него способен не только напитать позитивной энергией, но и снять с человека грехи буквально на несколько жизней вперед. По другой легенде, мать Будды Майя Деви была омыта здесь богами перед тем как дать рождение сыну.
Мы собираемся объехать 90 километровую кору вокруг озера. Начальной точкой нашего объезда будет монастырь Чиу, живописно расположенный на скале на северо-западном побережье озера. Рядом с монастырём находятся горячие источники, а в самом монастыре есть пещера, где медитировал Гуру Римпоче - великий тибетский мастер Падмасамбхава в конце своей жизни. С площадки на крыше монастыря открывается великолепный вид на бирюзовое озеро, ряд снежных гор с пиком Гурла-Мандата (7714 м), а также на святой Кайлас. Далее, объезжая озеро вокруг, мы посетим также монастыри Сералунг, разрушенный Ернго, Труго - важнейшее место ритуальных омовений в озере, и Госсул со множеством пещер.
Горячие источники Тиртапури и монастырь Гуру Римпоче
К западу от горы Кайлас, на берегах реки Сатледж расположено другое известное место паломничества - Тиртапури. Здесь из-под земли течёт множество горячих источников, имеющих целебную силу. Паломники, обошедшие Кайлас, обычно идут (или едут) сюда отдохнуть перед возвращением домой . На санскрите Тиртапури обозначает "Город Смерти". Именно в этом месте после медитаций у Кайласа Гуру Римпоче боролся с многочисленными демонами, и в знак его победы над ними здесь появились многочисленные самопроявившиеся ступы и стены. А кроме того, именно здесь паломники собирают святую "сладкую" землю, помогающую при многих, даже неизличимых, болезнях. Здесь можно совершить часовую кору (обход) через место кремации к монастырю Падмасамбхавы, где тибетцы молятся у каменного отпечатка ступни Гуру Римпоче и проверяют свою карму у специального тестового молитвенного колеса с белыми и чёрными камешками.
Долина Гаруды - королевство Шанг-Шунг
Недалеко от Тиртапури находится Долина Гаруды (Кунлунг), совсем недавно вновь открытая для посещения. Здесь, на северном берегу Сатледжа на несколько километров протянулись пещеры столицы древнего королевства Шанг-Шунг Кунлунг Нулкар . До 7 века Шанг-Шунг являлось мощным самостоятельным государством, контролировавшем согласно мнению историков, всё Тибетское плато. Кунлунг Нулкар, в котором проживало более 3000 жителей, являлся важнейшим духовно-религиозным центром, через который осуществлялись самые ранние контакты Тибета с буддизмом, и откуда распространялись по всему Тибету наиболее эзотерические йогические школы тибетской тантры, добуддийская религии Бон-по и Дзогчен. Именно с этим местом некоторые исследователи связывают историю Шамбалы (или загадочной страны Олмо Лундринг).
Королевство Гуге
На расстоянии дня езды от Кайлаша на огромном плато, на берегах реки Сатледж в окружении испещренных эрозией желто-коричневых скал лежает величественные развалины Толинга и Цапаранга - древних столиц некогда могущественного Королевства Гуге. Территория королевства занимает огромную площадь вдоль берегов верхнего Сатледжа в западном Тибете от долины Гаруды до индийской границы. Весь район представляет собой комплекс каньонов, причудливо размытых в древних породах красного и серого песчаника, и вся местность являет собой огромную безжизненную пустыню.
В древних источниках Бон первые сведения о населенных городах в этом районе относятся к 2800 году до н.э., а само королевство было основано в 9 веке Намде Восунгом - сыном короля Лхасы Лангдхармы. Многие века Королевство Гуге было важнейней областью, связывающей Тибет с Индией и китайским Туркестаном, через которую по некогда оживлённым дорогам шли торговые караваны и паломники, следующие к Кайлашу. На его территории находилось более 100 монастырей, большинство из которых сейчас превратилось в руины.
Развалины города Цапаранг, прекратившего существование в XVII веке, представляет огромный интерес для посетителей, так как сохранили великолепные образцы раннего буддистского искусства. Древние руины и пещеры города расположены на огромной скале в окружении пустынных гор и каньонов и поражают своим внушительным видом. У подножия горы находятся наиболее хорошо сохранившиеся здания монастыря и многочисленные чортены.
Далее тропа понимается вверх, петляет через сотни пещер, служивших когда то жильём, и через узкий тоннель в толще скалы прводит нас в королевский "летний" дворец, стоящий на самой вершине скалы, откуда открывается невероятный вид на долину. К моменту начала Культурной Революции, Цапаранг уже был практически полностью разрушен, поэтому китайцы не причинили ему большего вреда. Сегодня комплекс значительно реставрирован, причём особое внимание уделялось восстановлению и сохранению уникальных настенных изображений, созданных под влиянием раннего тантрического буддизма в Тибете.
В современном посёлка Занда расположен полуразрушенный монастырь Толинг, бывший некогда одним из самых важных монастырских комплексов в Тибете. Монастырь действовал вплоть до 1966 года, когда был практически полностью разрушен китайцами. Он был основан в начале X века монахом Ринченом Зангпо, который под покровительством короля Гуге Йеше О, провёл семнадцать лет в Индии, изучая буддизм.
После возвращения в Тибет, он стал одним из известнейших переводчиков санскритских текстов на тибетский и одной из ключевых фигур в истории распространения буддизма на территории плато. Ринчен Зангпо за свою жизнь построил 108 монастырей на территории Западного Тибета и Ладакха. Сегодня монастырь Толинг частично восстановлен и в нём можно посмотреть капеллу Мандалы или Золотую капеллу, построенную в виде трёхмерной мандалы, вокруг которой расположены уникальные чортены-ступы, выполненные в не характерном для Тибета индийском стиле. Стены дуканга, главного зала собраний, украшены росписями, сохранившими кашмирский и непальский стиль XIII-XVI веков.
Базовый Лагерь Эвереста
Базовый лагерь Эвереста является одной из важнейших достопримечательностей Тибета, и многие путешественники, приезжающие в Тибет, стараются сюда заехать в надежде увидеть северную сторону самой высокой горы нашей планеты - Эвереста (8848м) (тибетское название - Джомолунгма или Чомолангма, что в переводе означает "Крыша мира" или, точнее, "Макушка мира"). Мощная энергия, удивительная красота и величии этой горы завораживают.
Сегодня создан национальный парк Сагарматха, который находится под охраной, и проезд на его территорию требует специального разрешения (пермит). Дорога из Тингри до монастыря Ронгбук (4980 м. над уровнем моря) довольно сложная, но интересная. По пути мы пересекаем несколько типичных тибетских деревенек и перевал Панг-Ла (5120 м.), откуда открывается потрясающий вид на Гималаи, включая такие восьмитысячники как Макалу, Лхотзе, Чо Ою и, конечно, сам Эверест.
С лета 2005г. китайцы установили новое правило посещения базового лагеря Эвереста. На джипах мы доезжаем до небольшого поселка 80 км. (около 2 часов), а затем пересаживаемся на американские микроавтобусы "Dodge" и еще 40 км. (1,5 часа) едем до Ронгбука (4980 м) - самого высокогорного монастыря в мире, где останавливемся в одной из гостиниц монастыря. Оттуда до базового лагеря (5200 м) - 8 км., можно добраться на повозке, на горном велосипеде, или пешком (2-2,5 часа). Путь проходит мимо руин монастыря Ронг Чунг и мимо недавно отстроенного монастыря Шераб Челинг, через морену ледника Ронгпху и мимо лагерей альпинистских экспедиций. Если повезёт, мы увидим гору во всём её великолепии, не затянутую облаками. Выше базового лагеря вход запрещен - за нарушение штраф 200 долларов США
Другие достопримечательности маршрута:
Одной из главных достопримечательностей будет, конечно же, сама дорога. Дорога, проходящая среди высоких холмов и снежных гор, среди огромных каньонов и песчаных дюн, вдоль живописных полей, засеянных ячменем, древних монастырей и крепостей-дзонгов, высокогорных соляных озёр, фантастических пейзажей, посёлков кочевников, пасущих тысячи яков и овец .. через пятитысячные перевалы, шумные горные реки, и всё это... под огромным, глубоким, тёмно-синим..и таким близким к земле тибетским небом.
Горячие источники Тагьел Чутсе (Королевский Тигр) - Несколько гейзеров, поднимающихся на высоту до 15 м., пузырящихся грязевых луж, дымящих щелей в земле и источников горячей воды. Недалеко начинается живописное озеро Тагьел Цо с ярко-голубой водой в окружении снежных вершин.
Тсочен. Стена "Мани", молитвенные шесты и горка из черепов яков. В километре от посёлка находится небольшой монастырь Ментонг.
Герце. В городке есть длинная стена чортенов, черепа яков с вырезанными на них мантрами и "Мани" камни. Здесь можно сходить в мусульманские бани.
Парьянг - небольшой городок, из которого в ясную погоду открывается прекрасный вид на снежные вершины. В городе можно посмотреть храм с большим кругом молитвенных барабанов.
Старый Джонгба. Деревушка с небольшим симпатичным монастырём, стенами "мани" и горой черепов яков с вырезанными на них мантрами.
Озеро Пейку-Цо и Шишапангма. Дважды на нашем пути мы будем проезжать живописное высокогорное озеро Пейку-Цо, в водах которого отражаются снежные вершины. Наш путь к озеру проходит по одной из красивейших дорог в мире через природный Парк Шишапангма, созданный для защиты уникального ландшафта и природы этой части Тибета. Здесь нам открывается фантастический вид на Гималаи, в хорошую погоду можно ясно видеть высочайшие пики планеты – Эверест, Чо Ою и Макалу. Покрытые вечными льдами величественные вершины и тучные стада овец и яков по обеим сторонам дороги дополняют пейзаж песчаной пустыни. Здесь прямо перед нами возвышается снежный пик Шишапангма (8012 м.) - единственный из восьмитысячников, полностью находящийся на территории Тибета.
Тингри. В посёлке открывается потрясающий вид на Гималаи и величайшие вершины мира - Эверест и Чо Ойю. Также здесь, на высокой скале, можно осмотреть руины крепости Тингри Дзонг, разрушенной ещё в 18 в. Детишки продают аммониты - древние окаменелости в камне. Напомним, что в окрестностях Тингри палеонтологами был найден наиболее полный скелет ихтиозавра.
Ниалам расположен на высоте 3750 метров. В нём всего одна улица, превращающаясяв за посёлком в крутую дорогу, серпантином спускающуюсяся вниз с тибетского плато к непальской границе. Перед въездом в посёлок, в десяти километрах к северу от него, можно посетить одно из самых известных мест, связанных с жизнью великого йога и мистика Тибета – Миларепы (11-12 вв). В пещере, расположенной здесь, он провёл несколько лет, медитируя в отшельничестве. Над пещерой построен небольшой храм Ниалам Пелгие Линг. В самом Ниаламе есть небольшой, но прятный храм Мани Цунду.
Жангму - небольшой торговый городок на границе с Непалом и расположенный на высоте всего 2300 м. Возле Жангму появляется растительность, город расположен на горном серпантине в окружении лесов, что непривычно для Тибета и сразу бросается в глаза, когда покидаешь Тибет после нескольких недель пустынных пейзажей. В городке есть небольшой монастырь.
Кодарское ущелье и "мост Дружбы". Бросив последний взгляд на просторы Тибетского плато, мы начнём стремительный спуск через глубокое и узкое Кодарское ущелье, насквозь прорезавшее Гималаи - вниз, к непальской границе. Кодарское ущелье - единственное, по которому можно попасть из Тибета в Непал, не преодолевая перевалов. Тибетско-непальскую границу мы пересечем по "мосту Дружбы", нависающему над ущельем, и попадём в пограничный непальский посёлок Кодари. Дорога в Непале до Катманду очень живописна - горы, водопады, поля, пышная растительность.