Экология духа в свете христианского мировоззрения
Экология духа в свете христианского мировоззрения. Общие положения. В настоящее время интересы экологии, как прикладной науки, вышли далеко за ее законные биологические рамки. Этот факт ярко отражен в широкой гамме возникших на сегодняшний день терминов и понятий: глобальная экология, экология человека, социальная экология, инженерная экология, экология культуры, экология религии, экология сознания, экология духа и др. В силу всеобщего употребления, понятие экологии стало универсальным и ассоциируется со всем, что, хоть в какой-то мере, связано с безопасным сосуществованием (совместимостью) различных объектов, как материального, так и духовного мира. В частности, развитие глобальной экологии человека вызвано необходимостью защиты и охраны его физиологического естества от вредных внешних воздействий различной природы; развитие экологии нравственности связано с отрицательными тенденциями современного искусства (патологии экранных продуктов, оккультизация искусства, музыки и литературы, сюрреализм и т.д.). В рамках данной работы наибольший интерес для исследования представляют понятия "экология религии", "экология сознания" и "экология духа". "Экология религии" как направление в зарубежных религиоведческих исследованиях возникло в 60-80-х годах ХХ века [1, с.260-269]. При этом, основополагающие положения на которые опирается это направление состоят в том, что религия и культура - вторичны и могут адаптироваться (приспосабливаться) к экологическому окружению.
Другими словами, по мнению религиоведов, религия и экология оказывают друг на другое некое взаимное влияние. Именно исходя из этих соображений, идеологи "экологии религии" считают, что религия может быть более "экологичной", менее "экологичной" и "нейтральной". Нужно заметить, что подобные идеи присущи не только религиоведам. Так, псевдонаучные и псевдодуховные движения (типа Нью-эйдж и др.), зараженные духом оккультизма, экклектизма и утилитаризма спекулируют понятием экологичность, необоснованно обвиняя христианство в неэкологичности. В результате, многие исследователи экологии, не избежали обольщения "прелестями" мистицизма, уклонившись в ересь пантеизма, оккультизма и т.д. В сущности же, по определению [1], экология религии - это "сложный комплекс исследований, имеющий своим предметом изучение взаимодействия между природным окружением, религией и экологическими особенностями человека: спецификой его органической основы и биологическим аспектом жизнедеятельности" [1, с.267] . "В этом аспекте основная задача исследований "экологии религий" состоит в выяснении рационально-биологических оснований религии, изучении того, есть ли связь между внутренними особенностями нашего организма и спецификой той или иной формы богослужения определенной этносоциальной системы в определенных экологических условиях" [1, с.264]. Сразу же отметим, что в подобном экологическо-религиозном подходе есть более чем рациональное зерно для развития экологии духа. Ведь выявление связи "между внутренними особенностями нашего организма и спецификой той или иной формы богослужения" - это как раз и есть один из путей к решению задачи - какие формы богослужения выражают истинную духовность, а какие отражают патологии духа, души и тела.
Понятие "экология сознания" [2, с.108] было сформулировано сравнительно недавно для решения практических задач, связанных с защитой человеческого сознания от вредного влияния современных информационно-компьютерных технологий. "Экология сознания является разделом общей экологии человека, в котором рассматриваются проблемы взаимоотношений человеческого общества и информационного пространства (ноосферы) в условиях интенсивного процесса информатизации всех видов человеческой деятельности…" [2, стр. 105]. Важно отметить, что исследования в области экологии сознания "требуют самых широких междисциплинарных подходов. Зародившись в недрах информатики, проблема приобрела самое широкое значение. Здесь необходимо сотрудничество математиков, программистов, системщиков, психологов, эргономистов, социологов, художников, музыкантов, лингвистов, политиков и всех тех, кто так или иначе формирует наше современное информационное пространство.
Если не принимать мер безопасности в области экологии сознания, то этим могут воспользоваться недобросовестные политики или авантюристы. Поэтому исследования в области воздействия технических средств на психику человека уже давно попали в круг интересов большой и малой политики. В силу очевидных причин результаты таких исследований являются закрытыми. С другой стороны, информатика развивается такими гигантскими темпами, что исследования человеческого фактора в области взаимодействия "человек-машина" не успевают за передним фронтом новых технологий мультимедиа, виртуальной реальности и глобальных информационных сетей. По этим причинам область экологии сознания в настоящее время представляет собой совокупность противоречивых и разрозненных факторов" [2, стр. 105] . Анализируя экологию сознания в свете библейского откровения следует отметить один существенно важный для богословия момент: экология сознания, как новое и, вне сомнения, перспективное научное направление, зародилась совсем недавно и базируется сугубо на светских научных (в основном физиологического и психологического характера) подходах, не учитывающих духовных факторов, которые являются определяющими с позиции христианского мировоззрения. Поэтому в данной работе представляется целесообразным использовать более адекватное и обобщающее понятие - "экология духа" или "экология духовности" . В одноименной книге ("Экология духа" [3]) уже отмечалось, что использование этого нового понятия преследует цель обратить внимание исследователей в области экологии на ключевую и первостепенную роль не столько сознания, сколько человеческого духа в процессе его жизнедеятельности.
Такая расстановка акцентов и приоритетов в области экологии позволяет считать экологию сознания составным элементом экологии духа. Ведь с библейской позиции дух - это первичный, основной элемент, входящий во взаимообусловленный состав триады "дух-душа-тело" человеческой личности; дух - это "дыхание жизни", сущность личности, некое неуловимое и нелокализуемое, но животворящее и доминирующее "начало", "вложенное" в человека Богом при сотворении. Следовательно, вопросам охраны духа и способам ограждения его от деформации и заражения необходимо уделять особое внимание. Исходя из таких предпосылок, основные задачи духовной экологии можно определить следующим образом. Во-первых: с целью предотвращения физических и духовных патологий экология духа предполагает выработку и осознанное соблюдение законов био- и духогигиены, строгое выполнение правил безопасности биологической, психологической и духовной структуры человеческой личности при восприятии информационных потоков естественного (природного) и искусственного происхождений как материального, так и духовного мира.
Экология духа - это и эффективный путь к укреплению духовного иммунитета человека. Под последним следует понимать невосприимчивость внутреннего естества человека (души, духа) к возбудителям духовных болезней, ко греху. Таким образом, экология духа - это, кроме прочего, средство к развитию способностей человеческого естества при участии Святого Духа эффективно противостоять разнородным физическим и духовным заболеваниям, наполняющим микро- и макромир; это выработка защитных реакций (иммунитета) внутреннего человека против информационных и духовных вирусов. К сожалению, классическая экология замыкается преимущественным образом на решении задач сохранения окружающей человека биологической среды, не учитывая духовной сущности человека, упуская из виду тот очевидный факт, что "не одним хлебом живет человек, но всяким [словом], исходящим из уст Господа, живет человек" (Втор. 8:3); забывая, что "душа больше пищи" (Лук. 12:23) и "какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?" (Мрк. 8:36-37). В результате неучета (или недооценки) духовной природы человеческого естества вопросы нравственной и культурной экологии изучаются мало, а если и изучаются, то недостаточно корректно с христианской точки зрения.
Недостаточное акцентирование внимания на решении проблем нравственной или духовной экологии обусловлено многими причинами, основными из которых являются: доминирующее влияние в науке материалистического мировоззрения, неверие в Бога, а также отрицание духовной природы человека, либо, напротив, оккультный подход к разрешению проблем. В этом смысле настоящая работа призвана заполнить существующий пробел в традиционной экологии, т.е. на основе научно-богословского подхода осветить наиболее "скрытые" (духовные) элементы экологии. Как отмечают социологи, сейчас мы вступаем в один из самых значимых периодов развития человеческой цивилизации. Кризис науки и культуры, возможность синтеза искусственных псевдореальных миров, информационная революция, ломка традиционной политической и религиозной системы мира еще раз наглядно показали всю тонкость и хрупкость человеческих систем мировоззрения и взглядов на окружающую действительность, подчеркнули их зыбкий и подвижный характер.
С расширением границ своего восприятия, мышления и познания человек впадает в зависимость от информационных технологий. Как следствие, интенсивное развитие и практическое внедрение в жизнь современных информационно-компьютерных технологий, особенно в области мультимедиа, виртуальной реальности и глобальных информационных сетей создает определенные опасности не только физиологического, но и, в первую очередь, психологического и духовного характера. Именно поэтому, с научной точки зрения актуальной задачей экологии духа является задача оценки влияния современных информационно-компьютерных технологий на биологическую структуру и сознание (подсознание) человека с целью выявления возможных издержек - побочных отрицательных эффектов. Другими словами, требуют своего дальнейшего развития теория и практика физиологии и психологии зрительного, слухового и тактильного восприятия информационных потоков с позиции экологии духа. Необходима также разработка методов и средств защиты от несанкционированного доступа к подсознанию человека, а также разработка соответствующих законодательных актов, регулирующих оптимальное и безопасное использование современных информационно-компьютерных технологий и систем.
С богословской позиции особо важно уяснить степень отрицательного воздействия различных источников информации на внутренний мир человека, т.е., - на его духовность. Вторая, логически вытекающая из первой, богословская задача - это выработка христианской стратегии восприятия информации и разработка методов духовной профилактики и терапии. Ведь духовность - это основа благополучного функционирования человека и общества в целом. В целом же, экология духа должна включать в себя, как минимум, четыре основных аспекта: оптимальное управление различными информационными технологиями и ресурсами на основе экологического научно-библейского подхода; мониторинг (научно-богословский анализ, оценку и контроль) информационных технологий и духовной среды (культуры, религии и др.), что позволит обеспечить своего рода обратную связь с системой управления информационными технологиями и выработать соответствующие рекомендации по оптимальному (безопасному) использованию технологий; обнаружение и нормирование, т.е. определение в процессе мониторинга клинико-физиологических, биофизических и библейских данных необходимого перечня физически и духовно эффективных параметров воздействующего фактора информации, предельно допустимых уровней каждого из этих параметров и форму их представления; эффективную защиту - систему мероприятий инженерного, законодательного, организационного, медико-биологического и духовного (с высшим приоритетом) плана, направленную на предотвращение или снижение до минимума вредных последствий информационного влияния.
Только эффективное управление, мониторинг, своевременное обнаружение, правильное нормирование и реализация защитных мероприятий позволят устранить вредное воздействие информации (в широком понимании этого термина), и, как следствие, обеспечить нормальную жизнедеятельность людей, сохранить духовность каждого человека и общества в целом. 1. Религии мира. История и современность. Ежегодник 1988. - М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1990. - 271 с. 2. КОМПЬЮТЕР-ПРЕСС, №7, 1998, стр. 104-110. 3. Лещук И.И. Экология духа. Изд-во "Христианское просвещение". Одесса, 1998.