Экология визуальной среды города
Экология визуальной среды города. доктор биологических наук, Московский центр «Видеоэкология» fi I i n@ vi deoeco I од у, со m. Экология визуальной среды города. Окружающая среда города, необходимая человеку для полноценной жизни, определяется рядом компонентов, среди которых основным была и остается визуальная среда, та среда, которую городской житель воспринимает через орган зрения или, проще говоря, все то, на что мы смотрим глазами. Во все времена человек старался и по сей день старается вы- брать дня своего поселения самые красивые уголки природы. Однако в наше время это практически невозможно для множества людей, поскольку большая часть населения проживает в городах — в урбанизированной визуальной среде, характеристики которой все больше и больше отличаются от естественной среды. По нашим данным, визуальная среда многих городов ухудшается. год от года. Это связано с тем, что изменяется набор конструктивных элементов, используемых в архитектуре жилых домов, офисных и промышленных зданий, зданий школ, больниц и т. п. ^ Новое научное направление о визуальной среде было названо нами ьидеоэкологией. Видеоэкология — это область знания о взаимоотношениях человека с окружающей визуальной средой. Изучение механизмов зрительного восприятия и, в частности, изучение механизма движений глаз длилось 40 лет. Регистрация движений глаз осуществлялась при помощи фотоэлектронного прибора. На рис. 1 xopoiuo видно, что движение глаз состоит из медленного и быстрого компонента. Быстрые движения глаз получили название саккад. Саккад доволь- но много — примерно две за одну секунду. Это значит, взор переносится с одной детали на другую через каждые полсекунды. На записях измеряли три параметра: амплитуду саккад, интервал между саккадами и ориентацию саккад. Обработка данных показала, что распределение интервалов между саккадами при разных условиях имеет много общего (рис. 2). Все 5 кривых совпадают во всем диапазоне, а их максимумы находятся в диапазоне от 0,2 до 0,6 с. На основании этих данных нами была сформулирована концепция об автоматик саккад. Автомагия саккад — это непроизвольные движения глаз, совершаемые через 0,2—0,6 с. Ритм следования саккад обусловлен деятельностью структур мозга. Автоматия саккад по своей природе напоминает автоматик) Рис. 1. Типичный образец записи движений глаз (горизонтальная составляющая) при фиксации испытуемым (правый глаз) неподвижной точки. Верхний канал — правый глаз, нижний — левый. Отклонение луча вверх соответствует движению глаз вправо, вниз — влево. Вертикальная линия — калибровка 1 угл. град.; горизонтальная — время 1 с; t — интервал между саккадами; А — амплитуда саккады. Левая и правая стрелки соответствуют левому и правому глазам; точка и линия над стрелкой — фиксирующий и регулируемый глаз соответственно. сердца или автоматию дыхания (Филин, 2002). Архитектор должен быть знаком с законами зрительного восприятия и должен знать об ав-томатийной природе движений глаз, потому что после каждой. ^ 0,2 1,0 1,8 2,6 t Интервал между саккадами, с. Рис. 2. Распределение интервалов между саккадами при различных условиях наблюдения: красная и зеленая кривые — во время быстрого сна младенцев и взрослых соответственно (обработано 470 и 2343 интервала между саккадами, 7 и 3 испытуемых); бордо и голубая — фиксации неподвижной и мнимой точек соответственно (обработано 2362 и 1215 интервалов, 11 и 8 испытуемых); синяя кривая — свободное рассмотрение картины (обработано 2000 интервалов, 5 испытуемых). саккады глазу необходимо за что-то «зацепиться». Следовательно, в архитектурных объектах число таких «зацепок» должно быть в достаточном количестве. Жителей города беспокоят все вопросы экологии, в том числе и загрязнения визуальной среды. По нашим данным, визуальную среду города загрязняют в основном гомогенные и агрессивные визуальные поля. ^ Гомогенные визуальные поля — это визуальные поля, на которых либо совсем нет видимых элементов, либо их очень мало. К сожалению, во многих современных городских объектах число видимых элементов год от года сокращается. В городе человек довольно часто встречает, к примеру, голые стены зданий (рис. 3). На такой стене недостаточное число элементов для фиксации взора после саккады. Как правило, в этой ситуации человек испытывает психологический дискомфорт. Движения глаз резко увеличиваются по амплитуде, потому что глаза «ищут», за что бы «зацепиться» на стене, но в отсутствие видимых деталей ничего не находят. Чаще всего человек просто отворачивается от такой голой стены. Желание отвернуться от голой поверхности, можно сказать, является врожденным. Опыты показывают, что младенцы не любят смотреть на гомогенные тесты. (рис. 4). Реакция грудных детей указывает на гораздо большее значение формы и структуры по сравнению с цветом и яркостью предложенных объектов. Даже в самом раннем возрасте дети предпочитают смотреть на объекты, обладающие видимой структурой. На сложные фигуры дети смотрят в 4 раза дольше, чем на однотонные поверхности такого же размера. Эти данные ясно показывают, как велико значение структуры объекта в зрительном восприятии. Детские комнаты должны быть насыщены яркими предметами, создающими необходимые условия для работы глаз и, в частности, для работы автоматии саккад. К сожалению, архитекторы приумножают число гомогенных полей в городах. Гомогенные поля появляются за счет голых торцевых стен, окон, стеклянных плоскостей большого размера, сплошных заборов, асфальтовых покрытий и крыш. Аналогичным образом происходит гомогенизация среды в интерьере. Она начинается с однотонной гладкой двери, продолжается в однотонных голых стенах, в полированной мебели и в однотонном пластике на кухне. Длительное пребывание в гомогенной среде пагубно отражается на автоматии саккад. В частности, работа в шахтах приводит к нарушению ориентации саккад у шахтеров: большая часть саккад становится ориентированной в одну сторону. Впервые этот факт был зафиксирован около 100 лет назад в Великобритании.* Это профессиональное заболевание получило название «углекопный нистагм». Впоследствии оно было выявлено в Германии, Франции, России. Теперь, когда в шахтах стало больше оборудования, повысилась освещенность, число. * Еланцев Б.В. Нистагм горнорабо-чих//Труды Томского гос. мед. ин-та, 1938. Т. 6. С. 167-201. http://www.ecolife.ru. рых ранее воспитывали в затемненной комнате, что в крестьянских семьях случалось довольно часто. ^ Рис. 3. Гомогенное поле большого размера, созданное торцом 20-этажного дома. гомогенных полей уменьшилось. Соответственно и углекопный нистагм встречается реже. Нарушение автоматии саккад наблюдается у слепых или слабовидящих, когда вся видимая среда становится для человека либо полностью гомогенной (у слепых), либо более однородной, как при ухудшении зрения. В случае такого нарушения наблюдается подергивание глаз, хорошо заметное визуально за счет того, что саккады ориентированы в одну сторону и увеличены по амплитуде. Подобное нарушение возникает и у детей, кото- Объекты. Механизм нарушения автоматии саккад в гомогенной среде связан с тем, что в данном случае резко уменьшается обратная связь между сенсорным и двигательным аппаратами глаз — после очередной саккады в зрительные центры мозга поступает слишком слабый сигнал, в результате действие (саккада) есть, а подтверждения этому действию нет. Длительная работа в таком режиме и приводит к нарушению автоматии саккад (к ориентации всех саккад в одну сторону и к увеличению их амплитуды). ^ А грессивные визуальные поля — это визуальные поля, состоящие из большого числа одинаковых элементов, равномерно рассредоточенных на плоскости. Типичным агрессивным полем является большое число черных кружочков, равномерно рассредоточенных на белой поверхности (рис. 5). Смотреть на такое поле трудно и неприятно — в глазах рябит. Агрессивным может быть видимое поле, состоящее из множества параллельных черно-белых линий. Здание, на стене которого. ^ Дети от 2 до 3 мес. Дети старше 3 мес. Рис. 4. Продолжительность фиксации младенцами разных объектов (Fane R. Perception, mechanisms and models. Massachusetts Institute of Technology, 1972.) Рис. 5. Агрессивное видимое поле — ткань «в горошек». рассредоточено 800 окон, является типичным агрессивным видимым полем (рис. 6). Глаз «не знает», на какое окно он смотрит. Зрительный канал перестает работать в своем обычном режиме. Ничего подобного не бывает в лесу, когда глаз «точно знает», куда он смотрит и что он видит. Если при взгляде на голую стену в зрительные центры идет слишком слабый поток импульсов, то в этом случае, наоборот, поток импульсов огромен. Почему? Потому что здесь много граней, притом контрастных. В этой ситуации фоторецепторы сетчатки глаза, в частности on- и off-системы, работают в повышенном режиме. Этот поток импульсов, достигая зрительных центров мозга, буквально «бомбит» их. (Именно по этой причине мы назвали такое видимое поле агрессивным.) Но вот беда: этот гигантский поток импульсов не несет столь же большой информации, картина ясна с первого взгляда. Возникает явное противоречие: поток импульсов велик, а информация — мала. Мозг выполняет бесполезную работу. Агрессивный облик гостиницы «Россия» наносил большой вред Кремлю, в видимое поле которо- на за незнание основных законов видеоэкологии. Однако же проектировщики продолжают стоя за кульманами, твори гь то же самое. Так происходит и в других странах (рис. 9). Думается, что к ухудшению визуальной среды наших городов привели четыре причины: • революционные идеи в со циальной сфере и в архитектуре; • быстрый рост городов и стр о и тельной индустрии; • художественная позиция ар хитекторов (никто не мог бы за ставить архитекторов строить.